VIII Пастернаковские чтения во Всеволодо-Вильве состоялись!
Раскат импровизаций нес
Ночь, пламя, гром пожарных бочек,
Бульвар под ливнем, стук колес,
Жизнь улиц, участь одиночек.
Б. Пастернак «Музыка»
Восьмой раз прошли «Пастернаковские чтения» во Всеволодо-Вильве и всем его участникам невозможно представить, что чтений может не быть!
За годы проведения мероприятия выработался какой-то позитивный рефлекс, «зов пространства», желание ехать во Всеволодо-Вильву весной. Здесь Борис Пастернак жил в 1916 году, здесь были созданы шедевры его лирики – «Марбург», «На пароходе», окрестности Всеволодо-Вильвы стали местом действия романа «Доктор Живаго»… И к этому литературному наследию хочется прикоснуться, так, чтобы оно зазвучало вновь.
«Раскат импровизаций» – такое название дали организаторы чтениям в 2019 году. Все потому, что здесь, во Всеволодо-Вильве продолжается эксперимент с литературой и ландшафтом, и главным действующим лицом эксперимента являются старшеклассники, которые открывают для себя литературное наследие родного края и смело играют с ним.
20 апреля во Всеволодо-Вильву приехало более 140 молодых людей (ребята от 14 до 18 лет) и более 50 наставников-педагогов из городов Александровск, Березники, Губаха, Кизел, Соликамск, Пермь. Гостей встречали хозяева – учащиеся Всеволодо-Вильвенской школы №8, в залах музея «Дом Пастернака» они разыграли сцены из романа «Доктор Живаго». Торжественное открытие и работа секций продолжились в МБОУ «ООШ №8 имени А.П.Чехова».
Неизменный интерес к «Пастернаковским чтениям» связан с тем, что организаторы чтений (музей «Дом Пастернака» и общественная организация «Аспектус») каждый год изобретают новые творческие конкурсы и номинации.
В 2019 году к конкурсам художественного чтения стихов и прозы, защиты исследовательских работ и подготовки эссе добавились:
- музыкальная лаборатория «Раскат импровизаций» (на стихотворение, выбранное участником, было предложено создать музыкальную композицию в любом жанре). Поступило две работы.
- поэтическая лаборатория «Ответ Пастернаку» (участник должен был выбрать любое из 4-х стихотворений: «Ночь», «Станция», «О, знал бы я, что так бывает...», «Во всем мне хочется дойти до самой сути» и попытаться написать стихотворение в ответ - согласие, спор, продолжение темы или диалог). Поступило 12 работ.
- лаборатория экскурсовода «Сад поэта. Увидеть мир сердцем» (было предложено разработать литературную экскурсию с использованием стихов Пастернака и других поэтов Пермского края). Поступило 4 работы.
- лаборатория «Любовь пространства» - аудиовизуальный проект (видеоролик, в котором обстановка, пейзаж, событийный ряд должны быть «продолжением» стихотворения, иллюстрацией его смысла). Поступило 7 работ.;
- лаборатория блогера «Записки о фижмах и брыжжах» (задача написать свою историю-фантазию о встрече с поэзией/весной/пространством). Поступило 2 работы.
Всего в восьми конкурсных номинациях приняли участие 140 человек и в каждой секции были свои победители – всего 7 лауреатов и 39 дипломантов!
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ
1 место: Зарубина Валерия, МБОУ «Гимназия», г. Кизел;
2 место: Матвеева Наталья, МБОУ «СОШ №14» (НОЦ), г. Губаха;
3 место: Анурьева УльянаМАОУ «СОШ № 133», г. Пермь.
ЧТЕНИЕ СТИХОВ 8-9 КЛАССЫ
Лауреат (гран-при): Фирсова Ирина, МАОУ СОШ № 6, г. Пермь;
1 место: Клюхина Елена, МБОУ «Гимназия», г. Александровск;
2 место: Трошев Владислав, МАОУ СОШ № 12, г. Березники и Изместьева Анастасия, МАОУ СОШ № 15, г. Губаха;
3 место: Закирова Екатерина, МАОУ СОШ № 15, г. Губаха и Трухина Марина, МБОУ «БСОШ № 1», г. Александровск.
ЧТЕНИЕ СТИХОВ 10 КЛАССЫ
Лауреат (гран-при): Татур Игорь, МБОУ «БСОШ №1», Александровск
1 место: Зарубина Валерия, МБОУ «Гимназия», г. Кизел
2 место: Маломанов Сергей, МБОУ «Гимназия», г. Кизел и Мелешин АлександрМБОУ «БСОШ № 1», г. Александровск
3 место Ефремова Ольга, МБОУ «СОШ №14 (НОЦ)», г. Губаха и Нурмухаметова Динара, МБОУ СОШ №11 г. Кизел.
ЧТЕНИЕ СТИХОВ 11 КЛАССЫ
Лауреат (гран-при): Вековшинина Екатерина, МАОУ «Лицей №2», г. Пермь;
1 место Соловьян Ольга, МБОУ «БСОШ № 1», г. Александровск;
2 место Смирнова Эвелина, МБОУ «Гимназия», г. Александровск и Плотникова Ольга, ГБПОУ «Березниковское музыкальное училище» (колледж);
3 место: Сученинова Полина, ГБПОУ «Березниковское музыкальное училище» (колледж) и Салахова Регина, МБОУ СОШ №11, г. Кизел.
ЧТЕНИЕ ПРОЗЫ 8 – 11 КЛАССЫ:
Лауреат (гран-при): Смирнова Эвелина, МБОУ «Гимназия», г. Александровск;
1 место: Фотина Мария, МАОУ «СОШ № 120», г. Пермь;
2 место: Трухина Марина, МБОУ «БСОШ № 1» г. Александровск и Кудринских Екатерина, МАОУ «Лицей №2», г. Пермь;
3 место: Шевченко Мария, МАОУ «СОШ № 120», г. Пермь и Мазлова АлинаМАОУ «ООШ № 20», г. Губаха.
«ОТВЕТ ПАСТЕРНАКУ»
Лауреат (гран-при):Бараева Марина, МАОУ «СОШ № 47», г. Пермь;
1 место: Усачева Ксения, МАОУ «СОШ №127», г. Пермь;
2 место: Коробко Семён, МАОУ СОШ №11, г. Березники и Филатова Александра,МАОУ «СОШ № 133», г. Пермь;
3 место: Ягодникова Полина, МБОУ «Гимназия», г. Кизел.
ЛАБОРАТОРИЯ ЭКСКУРСОВОДА «САД ПОЭТА»
1 место: Шевченко Мария и Чеклова Дарья, МАОУ «СОШ № 120», г. Пермь;
2 место: Бочаров Сергей и Драчёв Аркадий, ГБПОУ СПО ППК им. Н.Г.Славянова, г. Пермь.
АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ «ЛЮБОВЬ ПРОСТРАНСТВА»
Лауреат (гран-при): Симонова Лидия, МАОУ «СОШ № 80» г. Перми;
1 место: Пермяков Данила,МБОУ «СОШ №14 (НОЦ)» и Норина АлёнаМАОУ СОШ №8, г. Березники;
2 место: Пастухов Кирилл, Белозёрова Алёна, МБОУ «ООШ№7», п. Карьер-Известняк.
ЭССЕ «ЧИТАЯ ПАСТЕРНАКА»
Лауреат: Панкратова Ярослава, МАОУ «СОШ №104», г. Пермь;
1 место: Павлова Анастасия, МАОУ «ООШ № 20», г. Губаха;
2 место: Ушакова Амалия, МБОУ «БСОШ № 1», г. Александровск, Данилова Виктория, МАОУ «Лицей №2», г. Пермь
3 место: Голдобина Анна, МАОУ «Гимназия №4 имени братьев Каменских» г. Пермь, Цыбина Анна, МБОУ «СОШ №14(НОЦ)», г. Губаха.
Состязание равных и мечта о победе – это важный стимул к участию в чтениях, но не единственный!
Не менее ценной мотивацией является и то, что каждый приезжий может принять участие в интерактивных лабораториях мастер-классах от профессионалов: техника сценической речи от Натальи Аймановой (актриса и преподаватель студии К. Хабенского в Перми), лаборатория поэтического вкуса от Яны Соляковой (художница, поэт, лауреат международных конкурсов); монтаж видеороликов от Александра Романова (руководитель лаборатории «Учебная телевизионная студия», преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ), лаборатория экскурсовода от Анастасии Фирсовой (доцент кафедры туризма географического факультета ПГНИУ, экскурсовод), «Поэзия в материи» или сувенир своими руками от керамиста Светланы Бердниковой (мастер керамической мастерской «Артель», педагог ДПИ).
Молодежи из северо-восточных городов Пермского края, и пермякам, мастер-классы задают вектор саморазвития.
Эмоций, полученных на «Пастернаковских чтениях», хватает на целый год – ровно настолько, чтобы следующей весной вновь ехать во Всеволодо-Вильву.
В 2019 году «Пастернаковские чтения» стали возможны благодаря финансовой поддержке Пермского краеведческого музея, Агентства по туризму и молодежной политике Пермского края, ГАУ ПК «Центр развития туризма».
Смотрите больше фотографий Пастернаковских чтений на странице ВКонтакте