Музей

Посетителям

Выставки

Коллекции

Филиалы

Проекты

Коллекции Пермского краеведческого музея увидят на Дальнем Востоке

31 мая 2016

Выставка "Городской костюм XIX - начала XX вв. Из собрания Пермского краеведческого музея" в количестве 82 предметов (платья, шляпы, перчатки, обувь) отправилась в Литературно-художественный музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» в г. Южно-Сахалинск.
В Южно-Сахалинске выставка пробудет до 12 августа 2016 г., потом отправится в Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова. Сроки экспонирования в Хабаровске – с 19 августа по 12 октября 2016 г.
К 18 октября экспонаты вернутся в Пермь.


Татьяна Муруева, хранитель коллекции тканей Пермского краеведческого музея, автор выставки:

"...А.П. Чехов побывал в Перми два раза. В апреле 1890 г. проездом на Сахалин и в июне 1902 г. проездом во Всеволодо-Вильву по приглашению С. Морозова. Об апрельской Перми 1890 г. Чехов писал: «
Кама прескучнейшая река… Берега голые, деревья голые, земля бурая, тянутся полосы снега, а ветер такой, что сам чёрт не сумеет дуть так резко и противно. Когда дует холодный ветер и рябит воду, имеющую теперь после половодья цвет кофейных помоев, то становится и холодно, и скучно, и жутко…, фигуры в рваных тулупах, стоящие неподвижно на встречных баржах, представляются застывшими от горя, которому нет конца. Камские города серы; кажется, в них жители занимаются приготовлением облаков, скуки, мокрых заборов и уличной грязи…». Впечатления ли это столичного жителя о провинции вообще, влияние неустойчивой весенней погоды, усталость от монотонного путешествия? Кто знает?
Мы попробуем не согласиться с классиком и представить посетителю другую Пермь, с театральными постановками, литературно-музыкальными вечерами, публичными лекциями, активной общественной жизнью, открытием модных магазинов, выставок, народных библиотек. Читаем «Пермские губернские ведомости» за первую половину 1890 г. Почти каждую неделю в городском театре оперные и опереточные спектакли, часто с участием столичных артистов, причем билеты заканчиваются за несколько дней… Каждый месяц литературно-музыкальные вечера силами любителей, сопровождаемые «живыми картинами».Два раза в месяц, а иногда и чаще, проводились публичные лекции ученых и путешественников на самые разные темы. Открываются модные магазины и фотографические ателье. Начало летнего сезона в Загородном саду отмечается литературным вечером и выступлением оркестра общественного собрания на открытой эстраде…
Наверняка Чехов, прогуливаясь по Перми, обращал внимание на прохожих, на их платье, зонтики, шляпки-перчатки. Наверняка он, столичный житель, отметил, что пермяки не совсем попадают в ногу с московским и петербургским временем.
Последняя четверть Х
IХ в. – период крупнейшего промышленного подъема. Индустриализация и научно-технический прогресс преображали жизнь – развивались автомобилестроение, воздухоплавание, телефонная и телеграфная связь, фотодело, синематограф. Вместе с ускорением темпа жизни стремительно менялась и мода. В столицах каждые три-четыре года появлялись новые модные тенденции и направления – «третье рококо» с широкой колоколообразной юбкой и пышными рукавами «жиго» постепенно сдавало позиции модерну с его S-образным силуэтом с «голубиной грудкой», юбками, напоминающими раскрывшийся цветок лилии, и рукавами «рекамье». Вспыхивал интерес то к японской культуре, то к русским народным вышивкам, то к кружевам «шантильи», тюлю, бисеру, перьям.
Российские модницы узнавали о новинках мира моды из многочисленных дамских журналов не только переводных, но и российских. Во многих провинциальных городах открывались магазины готового платья известных торговых домов Москвы и Санкт-Петербурга. Местные предприниматели старались не отставать от столичных. Так в Перми большую популярность приобрели магазины торговых домов Агафуровых, П.С.Досманова, П.Г.Гаврилова, С.С. Боброва, Д.Г.Ижболдина, магазин белья М.Я. Зыряновой, фирменный шляпный магазин П.Б. Кулешовского. Часто под одной крышей с магазинами готового платья располагались швейные мастерские, способные подогнать купленную обновку по фигуре. Однако, несмотря на это,в пермской провинции модные новинки приживались с некоторым опозданием. Ушедшие из гардероба москвичек и петербурженок еще в 1880-е гг. турнюры в Перми продолжали носить до рубежа Х
I
Х и ХХ вв., а широкие, густо присборенные рукава «жиго», забытые в столицах к середине 1890-х гг., украшали туалеты пермских дам и в 1906 г. Но женщина всегда мечтает быть неповторимой. Порой идеи для фасонов и декора платьев заимствовались не столько из модных журналов, сколько с фотографических карточек известных театральных актрис и даже с экрана синематографа. Портнихи сочетали в своих изделиях различные виды шерстяных и шелковых тканей, бахрому и кружево, ленты и тесьму, вышивку и аппликацию. Благодаря их усилиям, пермячки могли чувствовать себя современными и модными, не слишком отстающими от столиц."

Экспонаты выставки:

6180DSC00153
Платье женское,1870-е - 1880-е гг.
Материал: 
тафта, кружево, ткань х/б, марля; Техника: шитье машинное, шитье ручное
Из тафты салатового цвета. Отрезное по талии. Полочки прямые, застежка сквозная до талии на 6 пуговиц, обтянутых тканью с рельефным изображением листа. Полочки и спинка украшены вертикальными полосами кружева белого цвета. Воротник - узкая стойка. Рукава втачные, расширены книзу, низ оформлен полукруглой выемкой впереди и украшен кружевом. Юбка длинная, по талии заложена в мягкие складки, застежка впереди слева на крючки. На талию надевается пелерина из двух частей, по краям отделанная кружевом, на узком поясе с кружевами. Верхняя часть на подкладе из белой х/б ткани. Юбка на подкладе из марли, по низу пришита полоса белой х/б ткани.

11867-1-1 и 1-2 DSC00136

Платье-парочка подвенечное, 1899 г.

Материал: тафта, коленкор, пластмасса;техника: шитье машинное
Из тафты бронзового цвета. Короткий, сильно приталенный лиф. Спинка посажена по фигуре двумя парами рельефных швов от проймы до низа, нижний край спинки формлен мыском. Полочки посажены по фигуре двумя парами вытачек на талии, низ формлен мыском. На правую полочку нашита накладная декоративная деталь треугольной формы с парными односторонними складками по краям, которая к левой полочке прикрепляется с помощью металлических крючков и закрывает застежку. Застежка спереди сквозная на 10 небольших пластмассовых пуговиц светло-коричневого цвета с рельефным рисунком в виде небольшого букетика мелких цветов. Воротник - высокая стойка, застегивается на металлические крючки. Рукава втачные, длинные, зауженные книзу, по окату собраны в многочисленные сборки, по локтевому шву заложены мелкие мягкие складки. Подклад полный, повторяет крой верха, в рельефные швы спинки и вытачки полочки вставлены косточки. Длинная юбка с треном. Из шести полотнищ ткани. Спереди у пояса заложены две неглубокие мягкие складки и редкие сборки. Сзади у пояса полотнища юбки собраны в густые мелкие плотные сборки. Пояс узкий, прямой, застегивается на два металлических крючка. Подклад полный из белого колнекора, повторяет крой юбки, по нижнему краю снаружи обшит широкой полосой тафты, с изнаночной стороны - широкой полосой бежевого коленкора. На подкладе имеются фабричные штампы: 1) ярко-розового цвета с надписью в четыре строки "Мануфактуры / учредителя / Захара Саввича / Морозова"; 2) голубого цвета в виде овального лаврового венка с числом "30" внутри.

Было сшито к венчанию Космортовой А.В. и служащего железной дороги Пахома Афанасьевича Космортова.






 

Выставки

© 2012, Пермский Краеведческий Музей

+7 (342) 257-18-09

made by RZLTT
 

Мы будем признательны за цитирование наших публикаций и анонсов событий в любых социальных сетях и новостных лентах СМИ.