Музей

Посетителям

Выставки

Коллекции

Филиалы

Проекты

Новогодние истории

04 января 2014

Каждый день с 3 по 8 января читайте новогоднюю историю на сайте музея, узнавайте пароль дня, называйте пароль в кассе Дома Мешкова – получайте сюрприз.

елка

Новогодняя елка

Истоки символики елки проистекают из символики дерева и связаны с мифами и ритуалами обновления. Почти у всех народов с древнейших времен деревья наделялись душой и традиционно соединялись с каким-либо божеством или духом. Судьба деревьев связывалась с судьбой людей.
В зависимости от религиозных, этнических и природных условий у разных народов сложились свои культы деревьев: у китайцев – персик, шелковица и слива, у древних кельтов – дуб, береза, орешник, ясень и тис, у скандинавов – ясень, у финно-угорских народов – береза, у славян – дуб, береза, липа, у древних германцев – дуб и ель.
Древние германцы считали ель национальным культовым деревом. В период зимнего солнцестояния существовала традиция подвешивать ветви ели к потолку. Постепенно еловые ветви стали заменять целым деревом, подвешивая его за корень к потолку. С принятием христианства языческая символика и обряды были запрещены, но не искоренены полностью. Символическое значение ели передавалось из поколения в поколение, и постепенно ель приобрела новое значение – рождественского дерева.
С начала XIX века елка как рождественское дерево стала распространяться во многих европейских странах. Пришла она и в Россию и к концу 30-х годов XIX века была уже непременным атрибутом рождественских праздников.
После 1917 года попытки придать елке новое, революционное значение не увенчались успехом, и для основной части россиян она по-прежнему оставалась рождественским деревом. С елками, как и с другими проявлениями религиозного христианского сознания, началась решительная борьба, осуществлялось сильное идеологическое и административное давление на тех, кто елку все же устанавливал. Их считали в лучшем случае несознательными элементами.
«Реабилитацию» елки связывают с именем второго секретаря ЦК КП Украины П.П. Постышева. В «Правде» 28 декабря 1935 года появилась его статья «Давайте организуем детям хорошую елку». Автор призывал своих товарищей-коммунистов не лишать удовольствия ребятишек Советской страны и предлагал комсомольцам и пионерским вожакам устроить под Новый год для них елки. Предложение встретили с восторгом. Так рождественская елка превратилась в новогоднюю. Начиная с января 1937 года в Москве, в Колонном зале Дома союзов, стали устраивать «Главную елку Страны Советов».
В настоящее время во всем мире наряженная елка стала необходимой принадлежностью Рождества и Нового года.
Пароль дня:призыв П.П. Постышева в газете «Правда» 1935 года.

 

Выставки

© 2012, Пермский Краеведческий Музей

+7 (342) 257-18-09

made by RZLTT
 

Мы будем признательны за цитирование наших публикаций и анонсов событий в любых социальных сетях и новостных лентах СМИ.